?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В ожидании катастрофы

Удачно и, можно даже сказать, по наитию остановился в Берлине в один из дней уходящего месяца. Недолго думая, тут же направился к любимому Museuminsel и не смог пройти мимо Старой Национальной Галереи, где проходит выставка “ImEx - Impressionism / Expressionism”, посвященная, как несложно догадаться, взаимному влиянию этих двух течений, прежде всего в немецкоязычном культурном пространстве рубежа XIX-XX веков.

Больше всего "зацепило" полотно Отто Дикса, одного из тех мастеров, на чьи работы нацистский режим в свое время навесил клеймо "дегенеративного искусства". Как вам такой "Восход солнца", а?



Otto Dix, Sonnenaufgang, 1913, oil on paper. Städtische Galerie Dresden.

Солнце, больше похожее на артиллерийский снаряд, вышло из-под пера Дикса в 1913 году...

Волею организаторов и совсем не случайно, в той же самой зале был представлен "Ослепленный Самсон" Ловиса Коринта. Ослепленный, скованный цепью, явленный миру в 1912 г. - словом, очень напоминает общественное мнение европейских стран того времени, подогреваемое ура-патриотизмом верноподданных всех тогдашних великих держав.




Lovis Corinth, Samson Blinded, 1912, oil on canvas. Nationalgalerie, Staatliche Museen zu Berlin.

Видимо, во все времена и при любых режимах, великие люди искусства острее других предчувствовали наступление чудовищных потрясений и находили способ выплеснуть эти свои  чувства на холст или бумагу. Как тут не вспомнить "стук топора" у Антона Павловича Чехова, что прошелся по барскому Вишнёвому саду примерно за год до "кровавого воскресенья", когда и до Октября 1917 г. оставалось всего ничего...

В продолжение темы.

Profile

"Не может укрыться город, стоящий на верху горы"
deidrimer
hyperborean

Latest Month

November 2015
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
Powered by LiveJournal.com
Designed by Taylor Savvy